Техническое обслуживание газового оборудования
- Что такое ВДГО?
- В каждой квартире, частном доме есть газовая плита, отопительный котел или водонагревательная колонка. Все это — внутридомовое газовое оборудование (ВДГО). К удобствам и доступности «голубого топлива» все мы настолько привыкли, что порой забываем о том, что газ — источник повышенной опасности. И относиться к нему необходимо с особым вниманием. Многие наверняка помнят, как раньше газовики регулярно совершали обходы домов и проверяли газовое оборудование — проводили его техническое обслуживание. С потребителей за эту услугу денег не брали, поскольку ее стоимость была уже включена в тариф на пользование газом. Но с 1 января 2006 года в соответствии с решением Федеральной службы по тарифам, стоимость технического обслуживания внутридомового газового оборудования (ВДГО) из платы за газ была исключена, так что с этого момента техобслуживание ВДГО стало осуществляться только по договорам с жильцами и, соответственно, за отдельную плату. Многие восприняли нововведение как дополнительную плату и отказались заключать договоры на обслуживание ВДГО. Без договоров профилактические осмотры газовых плит и котлов практически прекратились. Результаты не заставили себя ждать – участились случаи аварий, взрывов бытового газа.
- Кто несет ответственность за состояние газового оборудования?
- В 2008 году Правительство РФ приняло Постановление № 549, которым были утверждены Правила поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан. С этого момента ответственность за надлежащее техническое состояние ВДГО, а следовательно, и безопасность его использования была окончательно закреплена за абонентом (собственником, нанимателем). Пункт 21 Правил поставки газа обязал население «своевременно заключать договор о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении со специализированной организацией». Таким образом, техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение было возложено на организации, имеющие аварийно-диспетчерскую службу. То есть, необходимость проведения технического обслуживания газового оборудования и заключения договоров — это не новшество, а требование законодательства и норм безопасности.
- Определим зону ответственности. За содержание газоиспользующего оборудования (плиты, колонки) в квартире, либо в частном доме несет ответственность собственник жилья. А за газовое оборудование, входящее в общее имущество многоквартирных домов, согласно Жилищному кодексу, отвечают товарищества собственников жилья (ТСЖ), управляющие компании (УК) или сами собственники жилья при непосредственном управлении домом.
- К общему имуществу жильцов относятся: фасадный газопровод с отключающим устройством, внутриподъездный газопровод, включая стояки и часть газопровода в квартире до отключающего устройства непосредственно на газовое оборудование потребителя. Таким образом, ТСЖ и УК обязаны своевременно заключать договоры со специализированной организацией на техобслуживание и ремонт общего внутридомового газового оборудования. А каждый собственник жилого помещения должен заключить договор на техническое обслуживание своего внутридомового газового оборудования.
- Чем грозит отказ от проведения технического обслуживания и заключения договоров на ТО ВДГО?
- Если у абонента нет договора на техобслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение, то поставщик газа вправе не заключать договор на поставку газа потребителю, либо приостановить исполнение своих обязательств по ранее заключенному договору (Постановление Правительства РФ № 549). Поставщик в данном случае руководствуется не только требованиями законодательства, но и правилами обеспечения безопасности пользователей природного газа. Поставка газа на неисправное оборудование недопустима. Даже при условии полной и своевременной оплаты потребленного газа.
- Какие услуги входят в стоимость технического обслуживания?
- В типовом договоре на ТО ВДГО в пункте «Предмет договора» содержится перечень работ по техническому обслуживанию. Так, в техобслуживание наружных газопроводов входит обход и осмотр трассы наружного газопровода; проверка состояния окраски и крепления газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки газопроводов через наружные и внутренние конструкции зданий; проверка герметичности соединений газопроводов и арматуры приборным способом или мыльной эмульсией. В перечень работ по техобслуживанию внутридомового газового оборудования и газопровода входит: визуальная проверка соответствия установки газоиспользующего оборудования и прокладки газопроводов в помещении нормативным требованиям; проверка герметичности соединений газопроводов, газового оборудования и арматуры приборным способом или мыльной эмульсией; проверка работоспособности и смазка кранов (задвижек), установленных на газопроводах, перенабивка сальников уплотнений (при необходимости); проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб газоиспользующего оборудования с дымовым каналом, наличие притока воздуха для горения и т.д. (Полный перечень работ см. в приложении к договору.)
- Работы, не вошедшие в этот перечень, выполняются в соответствии с заявкой и относятся к ремонтным. При возникновении неисправностей оборудования, требующих замены или ремонта элементов оборудования, стоимость ремонта и запасных частей оплачивает абонент. В случае обнаружения утечки газа устранение производится бесплатно.
- Как заключить договор на техобслуживание?
- Процедура заключения договора не сложна. Первый этап. Собственник жилья проходит инструктаж по правилам безопасного пользования газом и получает абонентскую книжку (если ее нет) в газораспределительной организации по месту жительства. Хотя этот документ должен быть у каждого собственника жилого помещения. В этой книжке фиксируется все газовое оборудование, установленное в квартире (доме), делаются отметки и прохождении инструктажей, о ремонтных работах, произведенных слесарями и т.д.
- Второй этап. В архиве необходимо сверить соответствие установленного оборудования зарегистрированному в газораспределительной организации. У некоторых потребителей возникают проблемы именно на этом этапе. Дело в том, что многие пользователи газа самовольно меняют газовые плиты, колонки (что категорически запрещено), при этом не ставят в известность газораспределительную организацию, не вносят изменения в проект своего жилья. В итоге, не переоформив своевременно газовое оборудование, они сталкиваются с несоответствием и дополнительной волокитой.
- Третий этап. Непосредственно само заключение договора на техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение в договорном отделе газораспределительной организации. Договор заключается с собственником (нанимателем) жилого дома. Для заключения договора при себе необходимо иметь паспорт и правоустанавливающий документ на жилое помещение.
- Где заключить договор на техническое обслуживание?
- Договор на техобслуживание газового оборудования заключается с газораспределительной компанией. В г. Котово таковой является ООО «Газпром газораспределение Волгоград».
- Контактная информация: г. Котово, ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 12, тел. 8(84455) 4-54-46